Оксане Куприяновой удалось выкупить квартиру, когда-то принадлежавшую ее бабушке, и буквально по крупицам собрать «свой» интерьер
Такие истории обычно случаются в сказках. Но в жизни иногда тоже есть место удивительным, совершенно «киношным» сюжетам. В конце 1930-х годов на пересечении Покровки и Покровского бульвара по проекту Лазаря Чериковера был построен дом для сотрудников НКВД. Одну из шикарных по тому времени четырехкомнатных квартир в нем получила бабушка архитектора и декоратора Оксаны Куприяновой — оперная солистка Большого театра. «Видимо, поклонник поспособствовал, — строит догадки внучка. — Я прекрасно помню себя в этой квартире совсем маленькой, но потом бабушка с дедушкой поменяли ее на небольшую квартиру для моих родителей и загородный дом для себя».
О проекте
Место: Москва, ул. Покровка, 20/1
Год: 2015
Размер: четыре комнаты, общая площадь — 90 кв.м
Кто здесь живет: архитектор, декоратор и преподаватель Оксана Куприянова с пятилетней дочерью
Автор проекта: архитектор Оксана КуприяноваФото: Нина Фролова, предоставлены архитектором
О проекте
Место: Москва, ул. Покровка, 20/1
Год: 2015
Размер: четыре комнаты, общая площадь — 90 кв.м
Кто здесь живет: архитектор, декоратор и преподаватель Оксана Куприянова с пятилетней дочерью
Автор проекта: архитектор Оксана КуприяноваФото: Нина Фролова, предоставлены архитектором
Вернувшись в Москву после учебы и работы в Лондоне, Оксана озадачилась покупкой собственного жилья и случайно наткнулась на объявление о продаже квартиры именно в этом доме. «Я даже не знаю, почему позвонила и решила съездить посмотреть. Оказалось, это та, наша квартира. Я ее сразу узнала, так как она мало изменилась, только выкрашено все было в казенный, военизированный зеленый цвет. Денег, конечно, не хватало и я уже собралась уходить, когда неожиданно зашла хозяйка. К моему невероятному удивлению, она меня узнала (я действительно похожа на бабушку, а обмен в те годы происходил, как правило, между знакомыми людьми). В общем, подумав пару недель и собрав по друзьям недостающую сумму, я, все-таки, купила эту квартиру, не могла не купить!»
До отделки руки долго не доходили и только после рождения ребенка Оксана решила, что пора заняться квартирой. Подражать сталинскому стилю не хотелось, но отдать должное историческому прошлому дома было необходимо: «Я решила представить, что мы никогда не продавали эту квартиру, а так и жили в ней все эти годы, не только бережно сохраняя, но и постоянно внося что-то свое».
До отделки руки долго не доходили и только после рождения ребенка Оксана решила, что пора заняться квартирой. Подражать сталинскому стилю не хотелось, но отдать должное историческому прошлому дома было необходимо: «Я решила представить, что мы никогда не продавали эту квартиру, а так и жили в ней все эти годы, не только бережно сохраняя, но и постоянно внося что-то свое».
«Такой подход позволил избавиться от какого-то “музейного” духа, сделать живой интерьер. Надеюсь, дочка почувствует эту связь поколений, постарается сохранить и продолжить ее. При всем этом интерьер должен был обязательно красиво стареть и не терять свой актуальности», — рассказывает автор проекта.
Планировки всех квартир в доме схожи. От дверей попадаешь сразу в небольшой холл: справа гостиная, слева небольшая кухня, прямо — две двери в жилые комнаты. Главное украшение этой зоны — сохранившаяся со времен постройки дома арка и потолочные карнизы. Арка даже несколько неправильная, нарочито рукотворная. Оксана содрала ужасную зеленую краску и восстановила первоначальный вид отделки холла.
На самом видном месте в холле висит гипсовая голова единорога, которую Оксане подарили друзья дизайнеры. «Я коллекционирую предметы с единорогами, и друзья об этом знали, — признается она. — Занявшись производством гипсовых голов, они сделали вариант с единорогом и подарили мне первый образец. Есть еще такой же черный, но он пока лежит в коробке. А этот, белый, очень элегантен, я сначала хотела ему выкрасить бабочку в черный цвет, но потом передумала».
Гипсовая голова: Еstrorama
Планировки всех квартир в доме схожи. От дверей попадаешь сразу в небольшой холл: справа гостиная, слева небольшая кухня, прямо — две двери в жилые комнаты. Главное украшение этой зоны — сохранившаяся со времен постройки дома арка и потолочные карнизы. Арка даже несколько неправильная, нарочито рукотворная. Оксана содрала ужасную зеленую краску и восстановила первоначальный вид отделки холла.
На самом видном месте в холле висит гипсовая голова единорога, которую Оксане подарили друзья дизайнеры. «Я коллекционирую предметы с единорогами, и друзья об этом знали, — признается она. — Занявшись производством гипсовых голов, они сделали вариант с единорогом и подарили мне первый образец. Есть еще такой же черный, но он пока лежит в коробке. А этот, белый, очень элегантен, я сначала хотела ему выкрасить бабочку в черный цвет, но потом передумала».
Гипсовая голова: Еstrorama
«Я старалась собрать здесь все предметы, которые как-то связаны с историей моей семьи: бабушкино пианино, дедушкино кресло-качалку, папины фотографии на фоне ВДНХ (он позировал для газеты), свои рисунки и картины, — делится Оксана. — Но, например, барометр в холле я купила в антикварной лавке — у бабушки и дедушки был почти такой же, но он, к сожалению, не сохранился».
Шарообразная люстра, найденная хозяйкой на одном из развалов в Италии, создает причудливую и смелую игру теней во входной зоне, вроде бы, не слишком уместную в торжественном парадном интерьере, но очень теплую и немного снижающую пафос.
Оксана выбрала спокойную серую гамму в качестве фона, на котором должны акцентами смотреться предметы мебели. «Увидев голые серые стены в еще пустой квартире, многие знакомые удивлялись, почему я выбрала такой мрачный цвет, — рассказывает Оксана. — Но, изучив исторические интерьеры и традиции, я отметила, что в северных широтах в качестве фоновых редко используются насыщенные открытые цвета или нежные персиковые оттенки и даже яркий белый. В тусклом зимнем свете или при включенных лампах они будут смотреться жестко и холодно. А серая тусклая гамма, как ни странно, создает человечную, именно “жилую” атмосферу».
В квартиру оказалось совсем не просто подобрать мебель. «Я не думала, что эти комнаты окажутся настолько требовательны к размерам», — восклицает хозяйка. Предметы, рассчитанные на стандартную высоту потолков, здесь просто «проваливались», терялись. Выдерживали масштаб или настоящие антикварные вещи или авторские, сделанные на заказ, предметы. Оксана не побоялась поиграть с пропорциями. Например, поставила слишком большую лампу, которая неожиданно «собирает» вокруг себя весь интерьер.
Лампа: Andrew Martin
Лампа: Andrew Martin
Оксане важно было обозначить, что корни сталинского ампира, все же, следует искать в классической архитектуре. Она повесила на стены свои студенческие отмывки, сделанные еще на первом курсе МАРХИ, привезенные из Рима гравюры и работы своих студентов, будущих архитекторов.
Важное место в гостиной так же занимают две узкие антикварные витрины.«Мне привезла их подруга из Милана, но цвет, опять же, не подошел, — объясняет Оксана. — Пришлось перекрашивать. Мне показалось, что в интерьере не хватает каких-то резких контрастных сочетаний, — я выбрала черный для внешних поверхностей и белый — для внутренних частей». Этот прием Оксана использовала еще в нескольких местах. «Графичные детали делают интерьер более архитектурным», — добавляет она.
Важное место в гостиной так же занимают две узкие антикварные витрины.«Мне привезла их подруга из Милана, но цвет, опять же, не подошел, — объясняет Оксана. — Пришлось перекрашивать. Мне показалось, что в интерьере не хватает каких-то резких контрастных сочетаний, — я выбрала черный для внешних поверхностей и белый — для внутренних частей». Этот прием Оксана использовала еще в нескольких местах. «Графичные детали делают интерьер более архитектурным», — добавляет она.
Чтобы смягчить немного общую строгость цветового решения гостиной, Оксана подобрала эффектный ковер с крупными красными розами. Но квартира опять«закапризничала». «Я все точно померила, но, почему-то, ковер смотрелся как-то куце, — сетует она. — Пришлось подбирать и пришивать к нему дополнительную окантовку. Так что даже ковер получился немного хэнд-мэйд».
Ковер: Designers Guild
Ковер: Designers Guild
Чтобы визуально связать пространство, Оксана расширила проем и сделала двустворчатую дверь на кухню. Так что уже из гостиной хорошо просматривается коллекция из пяти тарелок в стиле ар-деко. На каждой изображен единорог, символизирующий одно из пяти чувств.
«Собственно, моя любовь к этим тарелкам и подсказала друзьям идею подарить гипсовую голову. Они очень красивого василькового цвета, особой ценности не представляют, но собрать их все пять было не так уж и просто»,— делится хозяйка.
«Собственно, моя любовь к этим тарелкам и подсказала друзьям идею подарить гипсовую голову. Они очень красивого василькового цвета, особой ценности не представляют, но собрать их все пять было не так уж и просто»,— делится хозяйка.
Из-за высоких потолков кухню Оксане пришлось так же создавать самой — все стандартные варианты просто терялись и смотрелись, по меньшей мере, странно. Но был и еще один момент: в кухне был сложный, угловатый и уступчатый рисунок потолка (мешали нелогично расположенные вентиляционные шахты), который необходимо было сгладить. «Мы с моей подругой-архитектором и столярами очень долго подгоняли карнизы, чтобы все точно “село”, — признается она. — А чтобы как-то “успокоить” выступы, я рискнула выкрасить поверхности в один цвет. Ну, почти в один: с северной стороны мы добавили к светло-серому чуть-чуть теплых оттенков лаванды и “кофе с молоком”».
Яркие васильковые тарелки поддерживает круглый, интенсивного синего цвета ковер. «Я заказывала его по каталогу, — вспоминает Оксана. — И, как часто бывает, на картинке цвет выглядел гораздо более спокойным. По размеру ковер подошел идеально, и я решила его оставить.
Конечно, он кардинально меняет все настроение интерьера, делает его менее серьезным. Но мне показалось, что надо как-то встряхнуть эту общую “серость”, тем более, что окна кухни выходят на северную сторону, и солнце здесь появляется не часто. Более того, положив ядрено-синий ковер, я почувствовала себя свободнее и решила еще добавить цвета в виде яркой полосатой обивки дивана».
Ковер и шерстяная обивка антикварного дивана: Designers Guild
Конечно, он кардинально меняет все настроение интерьера, делает его менее серьезным. Но мне показалось, что надо как-то встряхнуть эту общую “серость”, тем более, что окна кухни выходят на северную сторону, и солнце здесь появляется не часто. Более того, положив ядрено-синий ковер, я почувствовала себя свободнее и решила еще добавить цвета в виде яркой полосатой обивки дивана».
Ковер и шерстяная обивка антикварного дивана: Designers Guild
Грифельная доска для детских рисунков и посланий — еще один черный акцент в этой общественной зоне. А над ней Оксана повесила работы своей подруги, южнокорейской художницы. «Мы учились вместе в Лондоне и в свой день рождения я получила от нее шесть картинок. Долго они лежали без дела, но тут я нашла им место: две повесила на кухне, две у себя в спальне, а две в ванной. По фото трудно судить, но у нее какое-то удивительное чувство цвета, невозможное в европейской традиции: совершенно сумасшедшие сочетания фуксии, светло-салатового и еще лимонно-желтого, например, оказываются вполне гармоничными».
Даже для совсем простых и утилитарных вещей у Оксаны нашлись нестандартные решения:«Из Индии я привезла странную резную доску, не знаю даже толком, зачем, — говорит она. — Мы ее выкрасили в цвет кухонных стен и закрыли технический люк»
С кухонного балкона открывается красивый вид на город и старую церковь, так что Оксане захотелось «пустить» его в квартиру. Для этого расширили проем, сделав двойную стеклянную дверь. «Там, под подоконником, располагалась небольшая дверца, чтобы хранить продукты, холодильников-то еще не было, — вспоминает Оксана. — Я решила убрать ее, чтобы летом можно было открыть балконные двери, перенести из кухни торшер (его привезла мне подруга из Италии) и выпить чашку кофе, наслаждаясь видом. Но вообще, если живешь в центре, то надо осторожно использовать подобные приемы: у нас, например, ночью почти не бывает темно, пришлось даже делать настоящие ставни на окна».
Балконов в квартире неожиданно много, сразу четыре, по числу интерьеров. Во всех Оксана выложила пол плиткой, характерной для той эпохи.
Балконов в квартире неожиданно много, сразу четыре, по числу интерьеров. Во всех Оксана выложила пол плиткой, характерной для той эпохи.
Одно из больших достоинств этой квартиры — ванная с окном. Оксана логично объединила собственно ванную и санузел, создав просторное светлое пространство. Восточные мотивы, заданные еще работами знакомой художницы, оказались поразительным образом уместны и получили свое продолжение в интерьере этой зоны: шторки с прихотливыми цветами и орхидеи в горшках никак не противоречат монументальности, торжественности и сдержанности изначального стиля.
Шторы: Designers Guild
Шторы: Designers Guild
«Китайское декоративное зеркало в украшенной росписью кожаной раме я тоже нашла на барахолке, — признается Оксана. — Именно оно задало тон оформления всей ванной, хотя изначально совсем не мыслилось в этой квартире».
Как ни странно, вполне органично смотрятся здесь бра 1940-х годов, отсылающие к стилистике станций московского метрополитена тех лет:«Они были в очень плохом состоянии, пришлось провести кропотливую работу по восстановлению».
Как ни странно, вполне органично смотрятся здесь бра 1940-х годов, отсылающие к стилистике станций московского метрополитена тех лет:«Они были в очень плохом состоянии, пришлось провести кропотливую работу по восстановлению».
Определившись с зеркалом, Оксана придумала и заказала столяру простую и лаконичную черную тумбу под раковину, так как готовые решения не подходили сюда по размерам. В результате, заданная оформлением витрин в гостиной «игра» в черное-белое обозначена и в ванной.
«Я никак не могла подобрать кровать в спальню, — жалуется Оксана. — Попадались либо какие-то страшные, либо безумно дорогие. В результате, в одной китайской антикварной лавке нашлись две створки деревянной ширмы, которые мне очень понравились. На фото плохо видно, но на них тонкая и очень красивая роспись с вкраплениями синего. С трудом столяр отреставрировал их и приделал к обтянутому бархатом изголовью. Получилось что-то вроде алькова: можно закрыть створки и создать более интимную атмосферу».
Лампы Оксана купила на распродаже и тоже долго не могла найти для них места. «Они понравились какой-то своей основательностью, что ли, — говорит она. — Несмотря на массивность, лампы небьющиеся, что очень актуально, когда в квартире маленький ребенок».
Лампы: Andrew Martin
Лампы Оксана купила на распродаже и тоже долго не могла найти для них места. «Они понравились какой-то своей основательностью, что ли, — говорит она. — Несмотря на массивность, лампы небьющиеся, что очень актуально, когда в квартире маленький ребенок».
Лампы: Andrew Martin
Двойные двери ведут в небольшую гардеробную при спальне. Комод, поддерживающий приглушенный синий цвет на створках изголовья кровати, выполнен по рисункам Оксаны, расписной сундук она привезла из поездки в Непал, а кресло-качалка досталось ей от дедушки: «Дочь очень полюбила его, пришлось найти еще одно такое и поставить ей в комнату».
Картина также имеет непосредственное отношение к семейным воспоминаниям хозяйки. Оксана сама написала ее и посвятила бабушке и дедушке. «Я часто ездила к ним в деревню летом, где прямо за забором нашего дома начинался колхозный яблоневый сад, — вспоминает она. — Почему-то там росла одна антоновка, за которой мы лазили по ночам. До сих пор помню этот фантастический запах и таинственные силуэты деревьев в темноте! Я специально повесила картину так, чтобы смотреть на нее, засыпая и просыпаясь».
Оксана сохранила и восстановила все оригинальные двери в квартире. «Они очень классные, но столяру пришлось, конечно, помучиться, — говорит она. — А для двойного проема в кухню специально была изготовлена копия створки».
Над комодом расположилась собранная Оксаной в разных поездках коллекция старинных гравюр с комическими сюжетами и ее собственная ученическая работа.
Над комодом расположилась собранная Оксаной в разных поездках коллекция старинных гравюр с комическими сюжетами и ее собственная ученическая работа.
То самое бабушкино пианино нашло свое место именно в детской: его настроили, отреставрировали и теперь на нем с удовольствием играет маленькая дочка Оксаны. «Вряд ли пианино представляет какую-то большую историческую ценность, но это единственная память о бабушке и главная семейная реликвия», — говорит Оксана.
«Мне показалось, что комната слишком уж не похожа на детскую, — признается Оксана. — И захотелось как-то расцветить строгий интерьер, сделать его более “девочковым”. Поэтому массивное черное пятно пианино оттеняют яркие обои. Во всей квартире только одна стена получила такое активное решение. Свет из расположенного напротив окна делает изысканный цветочный орнамент еще более фактурным».
Обои: Nina Campbell
Обои: Nina Campbell
Аутентичный шкаф середины 1930-х годов из темного дерева, получил совершенно неожиданную отделку: его выкрасили в светло-лавандовый тон и обили плюшем изнутри. «Конечно, любой реставратор возмутился бы таким варварским подходом, и был бы прав, — уверена хозяйка. — Но другого пути как-то смягчить интерьер, сохранив его корни, я не нашла, пришлось идти на компромисс».
Рабочий стол в детской занимает почти всю стену. Он сделан из кухонной столешницы массового производства и имеет регулируемую высоту.«Любимые светильники Ле Корбюзье смотрятся тут мягко говоря неожиданно, но я их и сама очень ценю: в гостиной, например, я их тоже использовала, несмотря на протесты моей подруги и помощницы, профессионального декоратора», — улыбается Оксана.
Столешница: IKEA; лампы: Gras
Столешница: IKEA; лампы: Gras
«Диван я забрала у своего приятеля реставратора, он собирался его просто выбросить, — вспоминает Оксана. — Такой обычный “номенклатурный” диван, обтянутый коричневой кожей. Лет шесть он просто стоял без дела, ожидая своего часа». Под стать шкафу диван покрасили в нежный лавандовый цвет, обили плюшем и еще добавили практичный ящик внизу. При необходимости, подлокотники можно откинуть и получить полноценное спальное место.
Несмотря на не слишком удобную для современной жизни планировку с маленькой кухней, Оксана не стала почти ничего менять, только объединила санузел и расширила пару дверных проемов. «Может быть, из-за необычного статуса дома, мы столкнулись с тем, что домоуправление просто не знало, как и где подключен газ, как подведена вода, — на плане БТИ, например, просто не хватало одного балкона, хотя, на самом деле, он существует, — удивляется Оксана. — Так что трогать что-то было просто опасно». Но такая осторожность архитектора и хозяйки только отчасти связана с неполной технической информацией и трудностями согласования, а в основном — с ее неумолимым желанием сохранить дух места.
Комментариев нет:
Отправить комментарий